СЛОВО О ЖИВОПИСИ ВИКТОРИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ
«Я намерен вообразить человека, чьи проявления должны казаться столь многообразными, что, если бы удалось мне приписать им единую мысль, никакая иная не смогла бы сравниться с ней по широте. Я хочу также, чтобы существовало у него до крайности обостренное чувство различия вещей, коего превратности вполне могли именоваться анализом. Я обнаруживаю, что все служит ему ориентиром: он всегда помнит о целостном универсуме… Он создан, чтобы не забывать ни о чём из того, что входит в сплетение сущего, — ни о единой былинке. Он погружается в недра принадлежащего всем и, отдалившись от них, созерцает себя… Я последую за ним, движущимся в девственной цельности и плотности мира, где он так сроднится с природой, что будет ей подражать, дабы с нею сливаться…» — так писал о великом художнике эпохи Возрождения французский поэт Поль Валери в своем трактате «Введение в систему Леонардо да Винчи» в 1894 году. Но в равной мере эти слова могут быть сказаны сейчас, в XXI веке, об известной художнице, Основательнице Космического Полиискусства Третьего Тысячелетия Виктории ПреобРАженской.
Виктория с её стремлением к созданию целостной картины мира, обращённой, прежде всего, к человеку, напоминает творцов Ренессанса. Она — не только художник, но и поэт, музыкант, композитор. В её представлении будущее человечества связано с новым пониманием культуры, поэтому Творчество Виктории крайне синкретично: в нём изобразительное искусство неразрывно связано с музыкой, танцем, поэзией и теософией. Благодаря этому, Полиискусство Виктории ПреобРАженской учит видеть, внутренне постигая единство мира, основанное на гармонии.
Вообще «слово «искусство» первоначально означало способ действия и ничего больше… Впоследствии, этот термин постепенно сузился в своём значении и стал применяться лишь к способу действия во всякой сознательной или сознанием обусловленной деятельности, — с тем ограничением, что этот способ подразумевает у субъекта либо какую-то подготовку, известный навык, либо определённую направленность внимания и что… для достижения нужного результата он может использовать различные методы… И поскольку различные методы… не одинаково эффективны и рациональны, а с другой стороны, не все в равной мере доступны данному исполнителю, значение этого слова… дополняется понятием качества или ценности способа действия. Так, мы говорим: искусство Тициана» [1]. Так же следует говорить и о Полиискусстве Виктории ПреобРАженской. Тем более, что у неё, как у мэтров Возрождения, своя творческая мастерская, объединяющая последователей и единомышленников. В результате деятельности мастерской в понятие Полиискусство, изначально включавшее музыку, поэзию, живопись и танец, вошли искусство костюма, театральной постановки и драмы.
О работах Виктории многое написано и сказано, в том числе и самой художницей, которая не скрывает от своих поклонников истории создания работ. Но всё-таки, остаётся что-то невысказанное, едва ощутимое, глубинное, что лежит в основе её Творчества и любого творчества вообще. Остаётся вопрос: откуда пришли эти знания? Безусловно, художник «должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено» [1]. Но кто или что даёт ему возможность проникать в тайны Мироздания?
Любое произведение искусства — предмет не только духовный, но и материальный, имеющий форму. Однако работа с формой для художника сама по себе — процесс мистический. Сотворение мира из пластических символов привносит магическую суть в каждое произведение. Материализуя образы и через них свою веру в одухотворенность мира, придавая им форму, художник высвобождает в ней свои эмоции, одновременно создавая новые символы, как защитные инструменты гармонизации стихий.
Корни искусства уходят к традициям и религии, к тем временам, когда оно было неотъемлемой составляющей культов плодородия и предков, лежавших в основе жизни архаического общества. И потому, до сих во всех формах искусства мы сталкиваемся с сочетанием природных стихий, взаимодействием мужского и женского начал, идеями творения и порождения. Но откуда берутся эти идеи? Подсознание? Генетическая память? Или всё-таки нечто более живое и близкое, непосредственно доступное каждому живущему?
Ученик Сократа и учитель Аристотеля, древнегреческий философ Платон говорил: «Мысль бога питается разумом и чистым знанием, как и мысль всякой души, которая стремится воспринимать то, что ей подобает; поэтому она, когда видит сущее, хотя бы время от времени любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует…» [2]. Да, именно таков правильный ответ об истинных истоках изобразительного Творчества Виктории ПреобРАженской, ибо её работы характеризуются не литературными сравнениями и метафорами, свойственными европейскому мышлению, а прямым и непосредственным восприятием мира. Они чрезвычайно экспрессивны. И цель их появления и существования — простое и точное образное выражение одухотворённого синтеза природных сил и энергий.
К сожалению, «большинство людей гораздо чаще видит рассудком, нежели глазами. Вместо цветовых поверхностей они различают понятия… Воспринимать им свойственно скорее посредством слов, нежели с помощью сетчатки, и так неумело они подходят к предметам, так смутно представляют радости и страдания разборчивого взгляда... что… никакие трансформации, которые вынашиваются неторопливым шагом, освещением, насыщенностью взгляда, их не затрагивают» [1], даже если они живут в Колыбели Мира и ходят по Земле Обетованной, например, Украине, откуда родом Виктория ПреобРАженская.
«Универсальная личность… начинает с простого созерцания и, в конце концов, всегда черпает силы в восприятии зримого. Она возвращается к тому упоению индивидуального инстинкта и к тому переживанию, которые вызывает любая, даже самая неразличимая сущность» [1]. Художник размещает на поверхности холста цветовые массы, границы, плотности, сплавы и столкновения которых призваны помочь ему выразить свои ощущения и своё понимание увиденного. Зритель же видит в них лишь более или менее верное изображение натуры. Увы, картины слишком часто расценивают по законам реальности. Даже в наше столь продвинутое в техническом плане время, когда фотография способна передать детали окружающего мира гораздо лучше любого художника, мало кто из зрителей задумывается о том, что живопись преследует совсем иные цели, чем простое изображение окружающего мира, и что самый надёжный метод оценки произведения искусства состоит в том, чтобы, «ничего не угадывая в нём с первого взгляда, последовательно строить ряд умозаключений, вытекающих из совокупного присутствия на замкнутой плоскости цветовых пятен, дабы от метафоры к метафоре и от гипотезы к гипотезе восходить к осмыслению предмета или же подчас — к простому сознанию удовольствия, которое не всегда испытываешь сразу» [1].
Именно так и никак иначе следует знакомиться с полотнами Виктории ПреобРАженской — ничего не угадывая, но открывая им навстречу все органы чувств, плывя по волнам цвета и возникающих ассоциаций. «Есть в искусстве слово, способное обозначить все его формы и все фантазии, сразу устранив все мнимые трудности, обязанные его контрасту или сближению с самой природой… Слово это — орнамент». Вспомним искусство разных эпох, «окинем мысленным взглядом древнейшую мелодику речи, отрыв слова от музыки, разрастание того и другого, рождение глаголов, письма, создающее возможность образной усложненности фраз, а с другой стороны — всё более гибкую систему звуков, которая простирается от голоса до резонанса материалов и которую углубляет гармония и разнообразят использования тембра. Отметим, наконец, параллельное развитие построений мысли… Всю эту многоликую жизнедеятельность можно оценивать по орнаментальному признаку». И становится не важно, знакомы ли нам отдельные части и предметы, составляющие этот орнамент. «Обычное их значение и использование мы… не принимаем в расчёт, дабы учитывать лишь их порядок и взаимодействия. От этого порядка зависит эффект. Эффект — есть орнаментальная цель, и произведение приобретает, таким образом, характер некоего механизма, призванного воздействовать на публику, пробуждать эмоции и заставить образы звучать в унисон» [1].
Что же за образы предстают перед нами на картинах Виктории ПреобРАженской? В чём сущность их? Где их истоки? Безусловно, прежде всего, в натурных наблюдениях. Но не нужно пристально вглядываться в полотна, чтобы узнать изображенные места. Ибо это не пейзажи-портреты определённых мест, это — ощущения от разных пейзажей тех мест, где бывала художница. Стоя перед такими полотнами, невольно испытываешь желание вдохнуть поглубже — настолько захватывает ощущение безграничного простора и масштаба планеты. Вот лишь несколько конкретных примеров. «Союз Неба и Земли» (2006) — три четверти картины занимает закатное небо, простирающееся над чернеющей землёй. Собственно, лишь маленький силуэт дерева отсылает зрителя к пейзажному образу, одновременно настолько расширяя пространство, что начинаешь чувствовать, как ворочается над головой неизмеримый космос. В «Слиянии» (2006) небо занимает уже, по меньшей мере, пять шестых холста, и всё это — громадная туча со стрелами-нитями молний у горизонта, там, где небо смыкается с топорщащимся худым, но частым лесом, напоминающим «молнию»-застёжку. Оба пейзажа выглядят почти как натурные, но на самом, деле сделать такие вещи на пленэре невозможно — подобные световые эффекты гаснут очень быстро. Можно только сохранить в себе ощущение и потом — передать его в красках!
А вот иного плана пейзажи, кажущиеся более формальными по колориту. «Солнечное утро» (2007), когда сочное жёлтое светило, озаряя небеса золотисто-розовым, выплывает из-за зелёно-сиреневых гор с пенным водопадом. «Небесная Дубрава» (2005) — вся построенная на игре различных оттенков зелёного, и даже небо здесь — разбеленный изумруд. Или «Рассвет в Гиперборее» (2006), где вершины холодных гор вздымаются как море, расступаясь перед малиновым солнцем, розовыми «движками» оживляющим горы, пробуждающим их. Но так ли уж формальны эти цвета? Вспомним, что художница живёт и работает на Украине, откуда рукой подать до Средиземноморья, знаменитого своим божественным светом, проникающим во все краски пейзажа и придающим им неповторимые оттенки. Насыщенные изумрудные, сумасшедшие розовые, а главное — этот жёлтый свет изнутри. Ведь это — само солнце, оно напитывает собой всё, и все предметы потом источают этот волшебный тёплый свет, даже небо, где жёлтый цвет чудесным образом не смешивается с синевой, но переходит в белый, который потом начинает мягко голубеть, становясь всё синее и синее. А «В Измерениях Света» (2009) жёлтый пробивается сквозь бездну изумруда — будто глядишь на солнце из-под воды и всплываешь, всплываешь — как летишь. Дух захватывает!
«Сфера Ра», «Эгрегоры», «Храм Света» (все 2006), «Сияние РА» (2007), «Ведающие Сурью», «Формирование первых октав сознания» (обе 2012) — это уже чистый гимн Солнцу. Но не какому-то метафизическому, а Солнцу — свету! Свету, который наполняет мир красками и жизнью, а сердца — горячей кровью и чувствами. Это — праздник южного света!
И мы можем видеть не только день, но и ночь на холстах Виктории ПреобРАженской. «Лунная Магия» (2005), «Сон Титанов» (2007), «Гора Меру» (2012), «Лунные поля», «Лунный Портал» (обе 2013) — это не названия фантастических сюжетов, это таинственные виды покрытых зеленью гор, что раскинулись под полной луной, ласкающей их вершины. Ах, эта бархатная, отливающая перламутром синева южных ночей! Кажется, можно почувствовать их запах с нотами распаренных трав, хвои и разогретого известняка, а ещё — ощутить едва заметную дрожь внутри — так робеет человеческая сущность перед силой нашей планеты и перед властью светил и космоса над ней.
Сколько волшебства, сколько восхищения, сколько экспрессии в красках! Это — обнажённые чувства человека, оставшегося один на один со Вселенной, под необъятным небом. Что ещё человек может сделать, чтобы не раствориться немедленно в этом свете, в этой безконечности; чтобы не пасть песчинкой у подножия гор, которые суть планеты? Можно только молиться, петь, преобразовывать все низвергающиеся на тебя энергии в стихотворные строки, в сочетания красок, в мерцание акриловых блесток. Сначала это — стихия, и небо плещется прямо на холсте; потом уже становится возможным думать, строить композиции — и с годами это приходит к Виктории ПреобРАженской. Можно проследить за этим по её работам. «Солнцеявление», «Солнцестояние» (обе 2005), «Предзнаменование» (2007) — всё это природа в чистом виде, без преобразований. Чувствуется восхищение, но и ужас художника перед этой красотой. Живописная поверхность холстов буквально кричит. И крик этот — первородный! А вот потрясающий эффектностью «Закат» (2009) сделан уже более осмысленно. Это уже не только эмоции. Пейзаж не кричит, но говорит — спокойно и убедительно.
Особое место в Творчестве Виктории ПреобРАженской занимают работы с цветами. Это не привычные для глаз зрителей букеты, но всегда — сердцевины отдельных цветов. Перефразируя Уильяма Блейка — Космос в чашечке цветка. И вправду, этот пласт Творчества Художницы тесно переплетается с другим, посвящённым звёздам и планетам. Трудно ответить на вопрос, что перед тобой — цветок или рождение Вселенной, когда видишь всполохи жёлтого огня среди нефритового материнского лона в «Ночной Сонате» (2009). А «Огненный Цветок (Аспект Солнца)» (2007), таинственно мерцающий проникающими друг сквозь друга близкими по гамме, но разными по тону красками (охра, золото, жёлтый, оранжевый, красный, бордовый) и вдруг взрывающийся неожиданно мощным аккордом лазури, — чем не рождение сверхновой звезды в далёкой галактике?
Ещё одна сквозная тема в Искусстве Виктории ПреобРАженской — тема Женщины, Матери, Богини. Эти образы также раскрываются перед нами в необычном ключе. Любителям живописи давно уже примелькались роковые красавицы и земные мадонны с младенцами. Но на полотнах Виктории мы их не увидим. Её дамы — всегда богини, но не те, что предстают в сиянии нестерпимого света, а те, что притягивают свет в этот мир. Особенно это очевидно в тех работах, где женщина изображается наедине с природой. Например, «Аматерасу (Богиня Солнца)» (2008). Её стройный силуэт вырисовывается на фоне светлеющего неба и мы не можем заглянуть ей в глаза в полумраке предрассветного часа, но мы можем почувствовать её силу, её внутреннюю энергию и увидеть, как медленно, но верно под воздействием этой силы растекается из-за горизонта расплавленное золото восходящего солнца.
Тема Женщины-Богини возвращает нас к пейзажным работам Художницы, к истокам её творчества, подводя нас к этому вопросу с несколько иной стороны — со стороны личности автора, которая остаётся один на один со Вселенной и должна пропустить её через себя, чтобы создать иную, свою собственную вселенную, которую она подарит зрителям.
Древнегреческий поэт Гесиод, живший в конце VIII — начале VII века до н.э., так писал о сотворении мира в своей поэме «Теогония» [2]:
Прежде всего, во Вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос.
С тех пор и по сей день в объективной картине мира ничего не изменилось. И каждый, кто осмеливается поднять глаза, оторвавшись от своих простых или сложных, но совсем не сомасштабных сотворённому Богом миру дел, бывает захвачен, а то и подавлен представшим зрелищем. Но только художнику удаётся жить, не опуская глаз. Однако и он не в силах пережить увиденное. Отсюда потребность творить изо дня в день — чтобы поделиться своим ужасом, своим восторгом и приобретёнными знаниями, осознанными или ещё не очень.
С этой точки зрения, довольно любопытны работы такого плана, как «Рождение кристаллов», «Страна Запредельного Духа», «Хранители Кристалла», «Великое Солнце Славы (ХОРСТ)» (все 2007), «Сириус-Сурья II» (2010), «Белое Солнце Ориона» (2012), «Колесо Самсары» (2013)… Здесь мы уже не можем говорить о натурном происхождении работ. Локальные цвета, чёткие границы между ними (как на витраже), отсутствие привычных образов или наоборот, использование образов-символов — всё выдает попытки автора структурировать эмоции и чувства, создать схему для направления энергии — от сфер горних через художника как медиума ко всем людям.
Не остаётся Виктория ПреобРАженская в стороне и от тем, скажем так, более социальных. В своих живописных и поэтических работах рассуждает она о прошлом, настоящем и будущем славянских народов, о бедах современной Украины, о Европе и о Руси изначальной, которая предстаёт на холстах Виктории неким подобием пасхального яйца, от века неся в себе идею Воскрешения («Русь Изначальная», «Лунная Россия» (обе 2005)). А внутри этого яйца, в облачении золотой скорлупы, — целая страна со своим солнцем и морем, с иконными горками, с лесами и водопадами, в окружении древнеславянских символов-оберегов.
Золотом Обвитый КРАй —
Наречётся СВЯТОЙ РУСЬЮ! [5]
А будущее этому краю предскажет, конечно же, мистическая птица с головой женщины. Уже «на гладях безконечных вод, закатом в пурпур облечённых, она вещает и поёт» [6] в работе, которая так и называется «Вещунья-Сирин» (2013).
Однако в искусстве важно не только содержание, но и форма. Территорией живописных поисков и экспериментов для Виктории ПреобРАженской стали полотна, посвящённые Космосу. Именно в них мы можем увидеть, как автор работает с палитрой красок, как сочетает традиционные и довольно новые материалы. Работает не только на холсте, но и на бумаге. В том числе, на бумаге тонированной, умело подбирая цвет основы для создания композиций («Земля, Прекрасная Планета! Ты — Дочь Небес и Матерь Света!..», 2005). Неожиданно использует декоративные акрилы с блёстками, большинством художников применяющиеся только в прикладном искусстве. Так, благодаря именно этим краскам, в работе «Туманность в Созвездии Ориона» (2005) создан потрясающий 3D-эффект, к которому так упорно стремятся сейчас многие дизайнеры. Обращается Виктория и к природным материалам. Например, в картине «Ночь Купавы» (2006) для проработки первого плана она пользуется листьями папоротника и техникой трафарета.
Что ж, каждый «человек оставляет после себя то, с чем связывается его имя… И немало ошибок, ведущих к превратной оценке человеческих творений, обязано тому обстоятельству, что мы странным образом забываем… о том, что существовали они не всегда» [1]. Но «ведь, если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно» [7]. А точнее — это нужно всем нам. Всем и каждому, потому что через произведения искусства в наш мир приходят необходимые нам на данном историческом этапе духовные знания. А следовательно, вовсе неслучайно рождение Космического Полиискусства Третьего Тысячелетия Виктории ПреобРАженской.
Мозговая Жанна,
искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов
Список использованной литературы:
1. П.Валери. Об искусстве. — М., 1993.
2. Всемирная галерея: Древняя Греция. — СПб., 1995.
3. Эрмитаж. Боги и герои Древней Греции. — СПб., 2011.
4. Раритеты. Из истории современного искусства. Каталог выставки в Государственном музее городской скульптуры. — СПб., 2012.
5. В.ПреобРАженская. Создательница. Поэтический сборник. — 2012.
6. А.Блок. Стихотворения и поэмы. — Свердловск, 1980.
7. В.Маяковский. Полное собрание сочинений в 13-ти томах. Том 1-й. 1912-1917. — М., 1955.
|